Аэропорт сегодня

Международный аэропорт Кольцово – крупнейший региональный воздушный порт России. Более 40 российских и зарубежных авиакомпаний-партнеров связывают Екатеринбург более чем с 100 городами мира, а через удобные пункты пересадок – международные аэропорты-хабы – практически со всей планетой.

В 2003 г. в рамках частно-государственного партнерства (ЧГП) было принято решение о начале реализации проекта масштабной реконструкции Кольцово при поддержке Правительства Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Правительства Свердловской области и Группы компаний «Ренова». Общий объем инвестиций в Кольцово составил порядка 12 млрд руб.: частные инвестиции – 8 млрд руб. (в развитие аэровокзального комплекса и техническое переоснащение служб), государственные инвестиции – 4 млрд руб. (в реконструкцию аэродромных покрытий, строительство КДП).

За эти годы были введены новые объекты: кейтеринг (мощность – 10 тыс. рационов в сутки), международный терминал (пропускная способность – 600 пасс/час; площадь – 15 400 кв. м.), реконструирован терминал деловой авиации, построен внутрироссийский терминал (пропускная способность – 1000 пасс/час; площадь – 19 600 кв. м.), новая железнодорожная станция «Аэропорт Кольцово», международный терминал (пропускная способность – 1600 пасс/час; площадь – 45 000 кв. м.); завершен первый этап реконструкции аэродромных покрытий, сданы аэронавигационный комплекс (КДП) и гостинично-деловой комплекс Анжело Аэропорт-Отель Екатеринбург (площадь – 17 000 кв.м., 211 номеров, конференц-центр, площадью 1344 кв. м, 12 конференц-залов, крытая пешеходная галерея, ведущая в аэровокзал).

Во время своего визита в рамках саммита ШОС, проходившего в Екатеринбурге в июне 2009 г., Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев осмотрел обновленный аэровокзал и отметил, что Кольцово может служить «эталоном для развития аэропортов России». С вводом новых терминалов общая площадь аэровокзального комплекса составила более 80 тыс. кв. метров, а пропускная способность возросла вдвое, до 8 млн. пассажиров в год. В терминалах располагаются зоны для комфортного ожидания рейсов, залы для трансферных и транзитных пассажиров, залы повышенной комфортности, рестораны, кафе, магазины, аптека, почта.Для организации работы нового аэровокзала использовалось технологическое оборудование как российских, так и ведущих мировых производителей из Великобритании, США, Франции и Германии.

Президент РФ Дмитрий Медведев по достоинству оценил реализованный за короткий срок проект реконструкции Кольцово и подчеркнул, что государственно-частное партнерство – «действительно правильный путь» для развития транспортной отрасли страны. Путём развития аэропорт Кольцово намерен идти и дальше. В планах – реконструкция мест стоянок и второй взлетно-посадочной полосы, строительство грузового комплекса, многоуровневого паркинга…

Пассажиропоток аэропорта динамично растет, так по результатам 2011 года екатеринбургский аэропорт обслужил порядка 3,4 миллионов человек, впервые за последние двадцать лет преодолев столь высокую планку. Это говорит о том, что Кольцово по операционным показателям растет быстрее, чем в среднем российская отрасль пассажирских авиаперевозок. В 2011 году рост составил примерно 23%, в то время как у отрасли в целом – 14-15%.

Проект развития региональной авиации

Выйти за рамки обычного регионального аэропорта и полноценно функционировать в качестве хаба с развитой трансферной и транзитной картой полетов – такова первоочередная задача Кольцово в рамках авиационной стратегии. Для ее решения у Кольцово есть все: с одной стороны, выгодное географическое положение, высокая бизнес-активность Урало-Сибирского региона, с другой, развитая аэропортовая инфраструктура с большим резервом пропускной способности и достаточно широкая существующая сеть полетов. В связи с этим планируется дальнейшее расширение маршрутной сети, формирование эффективной трансферной схемы в первую очередь за счет развития региональной авиации и создания удобных стыковок с магистральными рейсами.

Проект развития региональных перевозок в Кольцово стартовал в июне 2010 г., когда аэропорт совместно с авиакомпанией «РусЛайн» открыл рейсы по 5 новым направлениям и увеличил частотность по 4 другим маршрутам, в результате в расписании Кольцово дополнительно появился 21 рейс в неделю. Новый импульс развитию региональной авиации на Урале был дан в августе 2011 г. В международном аэропорту Кольцово состоялся первый полет нового 30-кресельного самолета Embraer 120, приобретенного аэропортом в числе других четырех воздушных судов у авиакомпании «Регион-Авиа» и переданных в лизинг «РусЛайну». Таким образом, восстанавливая утраченные в постсоветский период региональные авиасвязи, аэропорт и авиакомпания предоставляют пассажирам альтернативу ранее вынужденному транзиту через Москву и по доступным тарифам. Среди уже открытых направлений из Екатеринбурга – полеты в Омск, Нижний Новгород, Казань, Магнитогорск, Нягань, Оренбург, Пермь, Советский, Тюмень. В перспективе рассматриваются варианты открытия рейсов в Уфу, Ульяновск, Самару и в другие региональные аэропорты страны.

Для популяризации рейсов на этапе обкатки программы аэропорт принял решение субсидировать региональные авиаперевозки, предложив совместно с авиакомпанией пассажирам тарифы от 300 руб. в одну сторону.

Строительство нового современного грузового комплекса

Старт строительству грузового терминала Кольцово был дан в июне 2011 г., и уже во втором квартале 2012 г. будет сдано порядка 17 000 кв. м. площадей, на которых разместятся грузовой терминал, административные здания для грузовой службы аэропорта, Кольцовской таможни. Объем инвестиций на первом этапе составит около 1,2 млрд. рублей. С 2018 по 2022 гг. будет построено еще 22 000 кв. м. зданий и сооружений. Объем инвестиций на втором этапе составит около 800 млн. рублей. 

Новый грузовой комплекс, разработчиком которого выступил немецкий концерн Hochtief Airports, планируется возвести на территории в 197 тыс. кв. м. Общая площадь помещений составит 39 000 кв. м., из них здание грузового терминала – 13 125 кв. м., административное здание таможни – 3 000 кв. м., здание пограничного ветеринарного, фитосанитарного, санитарно-карантинного контроля – 700 кв. м., здание для обработки почтовых перевозок - 2 250 кв. м., здание для обработки экспресс-грузов – 5 600 кв. м., офисные и складские помещения для экспедиторов – 13 750 кв. м.. Кроме того, предусмотрены для таможенного оформления груза, прибывающего автомобильным транспортом открытые площадки склада временного хранения грузового терминала площадью 4 200 кв. м., зона завершения таможенного транзита – 5 450 кв. м., парковка на 350 мест.

По итогам 2010 года в международном аэропорту Кольцово зафиксирован рекордный рост в грузовых перевозках: обработка почты и грузов увеличилась на 68,9%, составив 22 945, 5 т. Так, в 2,5 раза возросли международные отправления (10 218,9 т), на внутренних линиях грузопоток увеличился на 34,8% (12 302,5 т), на рейсах в страны СНГ – на 21% до 424,1 т. В направлении грузоперевозок аэропорт Екатеринбурга сотрудничает с несколькими авиакомпаниями, в том числе с одной из крупнейших в сфере грузовых перевозок – авиакомпанией AirBridgeCargo, которая совершает два еженедельных рейса по маршрутам Амстердам (Маастрихт) – Екатеринбург – Гонконг на грузовых самолетах Boeing-747 F, дважды в неделю другой перевозчик, MNG Cargo, на грузовом А-300 выполняет рейс Стамбул-Екатеринбург-Алматы.

Мультимодальный почтово-грузовой комплекс, создаваемый на базе аэропорта, предполагает, помимо нового грузового терминала, строительство автоматизированного сортировочного центра (АСЦ) Почты России, который позволит увеличить эффективность операций по обработке почты. Инвестиции в автоматизированный сортировочный центр на базе аэропорта Кольцово составят 1,5 млрд рублей. Почта России планирует завершить работы по проектированию и строительству АСЦ в 2015 году.

Международный авиационный форум Routes CIS – впервые в России, в Кольцово

Одним из самых значимых событий 2012 г. для Кольцово и для всей авиационной России станет проведение международного авиационного форума Routes CIS (Рутс СНГ), который 24-26 июня впервые пройдет на территории нашей страны (Рутс СНГ впервые состоялся на территории СНГ в 2010 г. в Харькове). Принимающей стороной мероприятия выбран екатеринбургский Кольцово. В конкурсе за право проведения Routes CIS 2012 участвовало несколько аэропортов и городов. Во время визита в Екатеринбург летом 2011 г. организаторы высоко оценили уровень развития города и площадок, предлагаемых в качестве мест проведения мероприятия и размещения гостей, и в итоге отдали предпочтение Кольцово и столице Урала.

Помимо этого, летом 2018 года Кольцово станет в буквальном смысле слова «воротами Екатеринбурга» для десятков тысяч футбольных фанатов из многих стран мира – Екатеринбург был выбран одним из городов, где пройдут игры Чемпионата Мира по футболу 2018 г. Анализ технической возможности Кольцово говорит о том, что аэропорт способен принять в час 3 200 пассажиров при максимально возможной загрузке в дни проведения матчей – 3 020. В рамках подготовки к мировому первенству запланирована вторая очередь реконструкции Кольцово. Она включает в себя замену аэродромного покрытия и удлинение взлетно-посадочной полосы до 3,5 км, реконструкцию и расширение перрона, увеличение количества мест для стоянок самолетов с 51 до 90, оснащение периметра аэродрома техническими средствами охраны и устройства ограждения аэродрома, а также установку новых локаторов и другого технического оборудования.

В 2011 г. ОАО «Аэропорт Кольцово» была подготовлена и утверждена в Минтрансе России Программа инновационного и технологического развития ОАО «Аэропорт Кольцово» на 2011-2015 годы, что было сделано в рамках выполнения поручения Президента Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № Пр-307 и решений Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (протокол от 3 августа 2010 года № 4), а также с учетом основных положений Программы инновационного развития транспортного комплекса Свердловской области на период 2011-2016 гг.

Рекордный пассажиропоток

Для международного аэропорта Кольцово 2013 год стал рекордным по количеству обслуженных пассажиров. Впервые за последние 23 года екатеринбургский порт преодолевает планку в 4 миллиона человек. Помимо этого в 2013 году в Кольцово был достигнут еще один рекорд: в августе впервые за последние двадцать лет месячный объем пассажиропотока вырос до своего исторического максимума – более полумиллиона пассажиров. По итогам 2013 года услугами Кольцово воспользовались 4 миллиона 293 тысячи пассажиров. За 2014 год международный аэропорт Кольцово обслужил 4 миллиона 526 тысяч 167 пассажиров, что на 5,4% больше, чем в 2013 году. На внутрироссийских авиалиниях было обслужено 2 миллиона 407 тысяч 429 пассажиров, на международных – 2 миллиона 118 тысяч 738 человек.

Открытие на базе аэропорта Кольцово ММПО

Еще одним важным событием 2013 года для международного аэропорта Кольцово стало открытие места международного почтового обмена (ММПО), расположенного на территории грузового терминала Кольцово. Это совместный проект руководства Свердловской области, Федеральной Таможенной службы России, ФГУП «Почта России» и аэропорта Кольцово в рамках реализации стратегической задачи по сокращению сроков доставки международных почтовых отправлений и децентрализации входящих почтовых потоков напрямую в регион конечного получателя. 

Реконструкция терминала ВВЛ

Благодаря завершившейся в начале 2014 года реконструкции площадь терминала ВВЛ увеличилась практически вдвое и составляет сейчас 42,5 тысячи кв.м. Пропускная способность возросла в два с половиной раза – до 1365 чел. в час. Реконструированные помещения терминала внутренних авиалиний отличают необычное дизайнерское решение интерьеров – они были архитектурной студией «NefaResearch». В результате реконструкции увеличено количество стоек регистрации с 14 до 22, расширена зона обработки багажа, расширена и перенесена с первого на второй этаж зона досмотра, куда можно подняться на лифтах и эскалаторе, увеличено количество выходов на посадку.  


Программа инновационного развития Кольцово на 2011-2015 гг.

facebook share